+7 (499) 245 50 01
Логотип
Логотип
Логотип

новости

Даниил Бриман: «МРЦ на пиво позволит оздоровить конкуренцию в пивоваренной отрасли»
11 Февраля 2021
Отрасль продолжает обсуждать возможное введение минимальной розничной цены на пиво на фоне недавних комментариев Министерства финансов о том, что соответствующие предложения направлены в Евразийскую экономическую комиссию. Портал Profibeer публикует позицию председателя Совета Союза российских пивоваров Даниила Бримана.
Россия уже не первый год охвачена эпидемией демпинговых цен на пивоваренную продукцию. Пиво можно приобрести по 30 рублей за литр и даже дешевле. Это называется «пиво по акциям» и ведет к спаиванию нации, росту теневого производства пива и разорению легальных производителей пива, которые являются крупными налогоплательщиками в регионах.

— Под угрозой оказывается все независимое российское пивоварение. Негативный экономический эффект от разорения большинства российских компаний превзойдет ущерб, нанесенный экономике России в 2010-2013 годах, когда транснациональные заводы ликвидировали 13 стабильно работавших крупных пивоваренных предприятий в нескольких регионах РФ, — говорит Даниил Бриман.
Даниил Бриман
Экспертиза Бримана в пивоварении составляет более 27 лет, в середине 2000-х он занимал пост вице-президента «Балтики» и знает все нюансы производства пива как на крупных, так и на средних и малых предприятиях.

По его словам, впервые снижение цен на пиво было замечено в 2015 году. И затем с каждым годом цена на пиво в рознице стала не расти, а падать. «Это нонсенс! — говорит Бриман. — Акциз увеличивается, солод дорожает, цена на электроэнергию тоже растет, а пиво дешевеет».

В 2019 году исследователи пивного рынка сообщили, что «в последние несколько лет в России каждый второй литр пива попадает к потребителям в качестве акционного товара».

— В переводе с русского на русский это означает, что потребитель получал и получает пиво или бесплатно, или по цене значительно ниже себестоимости», — констатирует Бриман.

В легальной рознице можно круглый год приобрести отдельные сорта пива дешевле питьевой воды, например, по цене 15 рублей за пол-литровую бутылку. Но соответствует ли эта цена затратам производителя? Где акциз? Где стоимость сырья? Где налог на добавленную стоимость? Где стоимость тары, наконец? Только названные составляющие цены пол-литровой бутылки пива у легальных производителей достигают минимум 30 рублей, и это еще без торговой наценки.

— Это самый настоящий демпинг. Он бьет по экономике все большего и большего количества предприятий, так как наш, скажем честно, небогатый потребитель вынужден идти на поводу у тех, кто стремится продать пиво любой ценой, даже себе в убыток.

Акционное пиво реализуется во всех каналах продаж, от небольших ресторанов и баров до супер- и гипермаркетов. Порядка 383 млн декалитров пива попало к потребителям практически бесплатно только в 2019 году. 383 млн декалитров — это 7,6 миллиарда пол-литровых бутылок пива.

В условиях сниженной покупательской способности потребители выбирают товары повседневного спроса исключительно по принципу дешевизны. Таким образом, повсеместная представленность в легальном обороте пива по убыточным для производителей ценам ликвидирует спрос на пиво, которое реализуют по экономически обоснованным ценам, предполагающим как минимум компенсацию производственных затрат, налогов и разумную маржу производителя.

Демпинговые цены на продукцию транснациональных пивоваренных компаний неизбежно приведут к закрытию большинства независимых пивоварен в России. Сегодня, по данным Росалкогольрегулирования, они суммарно выпускают 38% российского пива. Разорение этих предприятий автоматически ударит по российскому сельскому хозяйству, вызовет сокращение рабочих мест в сферах логистики, торговли и производства упаковки.

Ситуация, считает Бриман, требует экстренного вмешательства государства, которое должно пресечь практику продаж пива по ценам ниже себестоимости и ввести конкуренцию в пивоваренной отрасли в цивилизованное русло.

Пивоваренные компании со 100-процентным российским участием считают, что цена на пиво не должна быть ниже 85 рублей за литр продукции в кегах, 110 рублей за литр продукции в стеклобутылке и алюминиевой банке, 90 рублей за литр продукции в заводской ПЭТ-упаковке.

Это позволит не только оздоровить конкуренцию на полке, но и улучшить здоровье нации: бросовых цен не будет, покупатели начнут выбирать пиво по признаку качества продукции, введенные ценовые ограничения будут способствовать росту общей культуры потребления пива.

СПРАВКА

Потребление пива

Наибольший уровень потребления пива в России был зафиксирован в 2007 году — 80,9 литра на душу населения. Затем этот показатель начал снижаться. В 2009 – 2013 годах потребление фиксировалось на уровне 70 литров на душу населения в год, в 2017 году оно снизилось до 55,5 литра пива на душу населения в год. В 2019 году в России потребление пива составило порядка 50 литров на душу населения. Таким образом, Россия давно не входит в первую двадцатку европейских стран с наибольшим потреблением пива, где с большим отрывом лидируют Чехия (147 литров пива на душу в год), Австрия (107 литров в год), Германия (102 литра в год) и Польша (100 литров в год). По потреблению пива Россия идет рядом с такими странами, как Мальта (55 литров в год), Испания (52 литра в год) и Португалия (51 литр в год) (Все данные — Ассоциация «Пивовары Европы», Ежегодный отчет «Вклад пивоваров в экономику Европы», март 2020 г. https://brewersofeurope.org).

Структура

В отрасли насчитывается порядка 1500 предприятий. Как отмечалось на итоговой коллегии ФС РАР, состоявшейся 11 сентября 2020 года с участием министра финансов РФ А.Г. Силуанова и руководителя ФС РАР И.О. Алёшина, по итогам 2019 года 62% пива выпускают расположенные в РФ заводы транснациональных пивоваренных корпораций, 38% пива производят российские компании без иностранного участия. В 2005 году доля российских компаний в объеме выпуска не превышала 10-12%. Таким образом, сейчас, несмотря на жесткое регулирование, Россия переживает этап подъема национального пивоварения за счет потери значительной доли рынка западными производителями. Рост доли независимых российских производителей пива и поворот потребителя к их продукции как раз и стали причинами начала ценовой войны на пивоваренном рынке РФ.

Источник: Profibeer.ru

+7 (499) 245 50 01 Вступить в союз
Вам уже исполнилось 18?
Извините, на сайте размещена информация только для лиц старше 18 лет.