+7 (499) 245 50 01
Логотип
Логотип
Логотип

новости

Даниил Бриман: «Условия для малых и крупных пивоваров не могут и не должны быть одинаковы»
15 Октября 2021
На этой неделе Союз российских пивоваров обратился в правительство РФ с двумя громкими инициативами: увеличение размера ввозной таможенной пошлины на пиво и введение квот на экспорт российского ячменя и солода. Корреспондент Profibeer Яна Таранова обсудила предлагаемые изменения с председателем Совета Союза российских пивоваров Даниилом Бриманом.
— Что сейчас происходит с пивным рынком в России, из-за чего эти инициативы оказались необходимы?
— Ситуация на рынке не бывает статичной, с ним все время что-то происходит. Меняются обстоятельства, меняются риски — это нормальный процесс. Начать действовать нас подтолкнуло стечение двух обстоятельств. Во-первых, Минэкономразвития предложило ввести дополнительные пошлины на ряд товаров, ввозимых в РФ. Мы же давно считали актуальным введение ввозных пошлин на пиво. Теперь, когда такая инициатива исходит от правительства, самое время вернуться к обсуждению вопроса. Заговорить о введении экспортной квоты на ячмень нас мотивировало снижение урожайности и рост цен на сырье.

— Насколько достоверна оценка Союза ситуации с солодом? Например, транснациональные компании уже заявили, что не испытывают проблем с поставками сырья.
— В Союзе российских пивоваров состоит больше ста пивоваренных компаний с разными объемами производства. Кроме того, в состав организации входит несколько крупных производителей солода. Экспертизы этого профессионального сообщества вполне достаточно, чтобы делать верные выводы. Подорожание солода на 30-50% в 2021 году — неопровержимый факт. Кроме того, нужно брать в расчет погодный фактор. Этим летом на юге страны шли проливные дожди, в каких-то регионах, наоборот, бушевали пожары. Это не может не отразиться не урожае зерновых. Еще одна причина, которая может привести к дефициту — активный экспорт российского ячменя. Девальвация рубля дополнительно повышает привлекательность российского зерна для покупателей из других стран. Если экспорт ячменя сохранится на том же уровне, то дефицит сырья очень возможен.

— Какой процент производителей в РФ может пострадать от роста цены на солод?
— Я бы поставил вопрос по-другому: какими могут быть экономические последствия? А последствия обязательно будут, и ощутят их все производители. Вопрос лишь в том, что для крупных игроков последствия окажутся менее ощутимыми и наступят позже: все-таки большие компании контрактуют поставки на длительный период и по фиксированной стоимости. Малые и средние компании уже ощутили дискомфорт. Неконтролируемый рост цен отражается на рентабельности производства и доходности. Незначительнее всего пострадают те производители, которые в меньшей степени зависят от солода, заменяя его другим сырьем.

— В СМИ прозвучали заявления, что введение квот и повышение пошлин вредят честной конкуренции и что рост цен на солод связан с российскими законодательными ограничениями на содержание солода, которого в пиве должно быть не менее 80%. Как прокомментируете это заявление?
— Российские законодательные нормы появились не вчера. Связывать скачок цен с ними — это, на мой взгляд, сознательная манипуляция. Эта точка зрения может быть выгодна транснациональным компаниям, которые заинтересованы в удешевлении производства и установлении как можно более низкой цены на свою продукцию.

— Какого эффекта вы ожидаете от повышения экспортных пошлин и от введения квот на вывоз ячменя и солода?
— Быстрого эффекта мы точно не ожидаем. На данный момент за границу вывезена слишком большая доля нынешнего урожая. Мгновенно этот процесс не остановить. Мы надеемся, что принятие предлагаемых нами мер поможет стабилизировать рынок в перспективе. Тогда прогнозы на ближайшее будущее станут более прозрачными, и это поможет снизить градус напряжения среди малых производителей, которые в большей степени подвержены влиянию внешних факторов.

—  Союз российских пивоваров предложил повысить ставку пошлины на импортное пиво до 1 евро за литр. Не кажется ли вам, что решение может оказаться непопулярным среди потребителей? Что стоит за этой инициативой Союза?
— Повышение пошлины, действительно, не может быть положительно воспринято потребителем. Ведь за этим должно последовать повышение цены. Но не станем забывать, что импортное пиво высокого качества, как правило, и так продается по очень высокой стоимости — по 300, 400 и даже 500 рублей за 0,5 л. При цене пива от 10 евро за литр введение пошлины в 1 евро практически не изменит итоговый ценник. Если же мы говорим о массовом импортном пиве, преимущественно европейском, то с ним ситуация иная. В Европе очень развит туризм, но во время пандемии поток туристов резко сократился. А производства тем временем должны работать. Для них продажа пива даже с нулевой рентабельностью — это очень выгодный бизнес в кризисный период. Таким компаниям выгодно поставлять в Россию продукцию по заниженным ценам, которые экономически не обоснованы по сравнению с российскими. Мы же считаем, что отечественные производители должны быть в равных условиях с зарубежными. В России постоянно усложняется регулирование: на пиво распространена ЕГАИС, устанавливаются счетчики, планируется введение маркировки. Это все требует от бизнеса серьезных денежных затрат. У пивоваров из Европы таких проблем нет.

— Как вы оцениваете реальность введения предлагаемой ставки таможенной пошлины в 1 евро за литр?
— Мы надеемся, что правительство прислушается к нам, коль скоро инициатива повышения пошлин на некоторые группы товаров исходит от Минэкономразвития. Если нас пригласят к обсуждению, мы будем готовы аргументировать свою позицию.

 — Удалось ли Союзу добиться поправок в Техрегламент ЕАЭС?
— В Техрегламент внесли все поправки с теми формулировками, которые предлагал Союз российских пивоваров. Но правок довольно много, поэтому мы прогнозируем, что вступление в силу нового ТР будет перенесено ещё на год. 

— Тема МРЦ активно звучала в начале года, а в последнее время как-то поутихла. Чего Союзу удалось добиться на этом направлении работы?
— Как минимум, нас выслушали и приняли нашу аргументацию. Сейчас антимонопольная служба проводит большое исследование, чтобы выяснить, не будет ли введение минимальной розничной цены на пиво мешать свободной конкуренции. Это можно только приветствовать, пускай проводят. Хотя минимальные цены на игристые вина и крепкий алкоголь ввели безо всяких исследований.

— Пивоваренную отрасль ждут новые реалии: введение реестра пивоваренных производств, обязательная маркировка пивоваренной продукции, новые ставки акцизов до 2025 года. Готова ли отрасль к этим переменам?
— На мой взгляд, некоторые нововведения в области регулирования производства и оборота алкоголя переходят грань разумного. Акцизы нужно заморозить по меньшей мере на пять лет. Реальные доходы населения падают, а пиво, между тем, продукт ежедневного потребления. Поднимать акцизы в такой ситуации неразумно. Уже сегодня себестоимость производства литра пива ниже, чем ставка акциза. Это абсурд. В будущем такая политика приведет к увеличению числа банкротств. Если говорить про маркировку пивоваренной продукции, то эта мера тоже чрезмерная. По моему мнению, достаточно учета в ЕГАИС, которую необходимо развивать и совершенствовать. Дублирование ЕГАИС маркировкой повлечет за собой дополнительные затраты для производителей. В конечном счете это отразится на стоимости пива, при том, что его качество останется прежним. Что касается реестра пивоваренных производств — в самом его появлении нет ничего плохого. Вызывает тревогу то, что производственный процесс можно будет приостановить по решению проверяющего. Такие решения должны приниматься только в суде.

— Что бы вы скорректировали в системе госрегулирования пивного рынка?
— Особенность пивоваренной отрасли в том, что в ней работают как крупные, транснациональные предприятия, так и предприятия малого и среднего бизнеса. Условия для тех и других не могут и не должны быть одинаковы. Для малого и среднего бизнеса должны быть предусмотрены облегченные системы налогообложения. Совершенно очевидно, что должны быть разными ставки акцизов. В целом хотелось бы, чтобы регулирование отрасли осуществлялось не только методами нажима и усиления контроля во всех его формах, а чтобы государство создавало предпосылки для работы пивоваренных производств в стабильной перспективе.

Материал подготовлен порталом Profibeer
+7 (499) 245 50 01 Вступить в союз
Вам уже исполнилось 18?
Извините, на сайте размещена информация только для лиц старше 18 лет.