По его словам, на данный момент Минфин анализирует, насколько высказанное чиновником ФАС мнение соответствует позиции ведомства в целом. В министерстве надеются, что поправки к договору о ЕАЭС всё же будут приняты, в результате чего появится возможность рассматривать целесообразность установления МРЦ, добавил он.
По итогам совещания в Совфеде рекомендовали Минфину интенсифицировать работу по внесению поправок, позволяющих РФ определять МРЦ на все виды спиртных напитков, говорится в протоколе, подписанном главой комитета Андреем Кутеповым. Протокол совещания направлен в правительство.
«Известия» обратились в Минфин, ЕЭК и ФАС с просьбой уточнить, на какой стадии сейчас находится вопрос внесения поправок в договор и планируется ли ограничить минимальные цены на алкоголь крепостью ниже 28% в случае их принятия.
В ЕЭК уточнили, что проводят отраслевые совещания по совершенствованию договора, включая положение, регламентирующее возможности членов союза регулировать цены. Кроме предложения Минфина разрешить государствам устанавливать МРЦ на все виды спиртных напитков в комиссию поступали и другие инициативы, уточнили там. В частности, о более широких возможностях ценового регулирования алкогольного рынка, а не только определения МРЦ. Впрочем, в настоящее время на экспертном уровне проходит обсуждение лишь предложения Российской Федерации. Так или иначе внесение поправок в договор о ЕАЭС — это длительный процесс, резюмировали в ЕЭК.
ФАС активно участвует в обсуждении данного вопроса на площадке ЕАЭС, заявили в службе. В 2021 году ведомство планирует провести анализ рынка алкогольной продукции, в том числе пивной, и уже направило запросы его участникам. По мнению службы, для формирования взвешенной позиции по МРЦ необходимо дождаться результатов исследования.
«Известия» обратились к участникам рынка с просьбой оценить эффект от введения МРЦ на алкоголь крепостью ниже 28%. В Союзе российских пивоваров напомнили, что давно поддерживают эту идею. Введение минимальной розничной цены на пиво будет способствовать оздоровлению конкуренции в отрасли. В последние несколько лет в России каждый второй литр напитка попадает к потребителям в качестве акционного товара: почти бесплатно или по цене значительно ниже себестоимости. В легальной рознице постоянно можно приобрести отдельные сорта пива дешевле питьевой воды, например по ценам ниже 40 рублей за пол-литровую бутылку. При этом, как правило, это продукция всего нескольких производителей, которые могут себе позволить реализацию по бросовым ценам.
В союзе предложили следующий вариант ценовой политики: 85 рублей за 1 л кегового пива и пивных напитков, 110 — за тарированное (стеклобутылка, алюминиевая банка), 90 — за заводскую ПЭТ-упаковку.
В целом аналогичную позицию высказали и представители винной отрасли. Президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович сообщил «Известиям», что производители поддерживают введение минимальной розничной цены. МРЦ уже используют для шампанского, поэтому логично было бы назначить планку и для другой винодельческой продукции, отметил он. По его мнению, МРЦ следует привязать к себестоимости бутылки вина, что поможет нейтрализовать изготовителей, которые демпингуют на рынке за счет напитков сомнительного качества.
Впрочем, крупнейшие игроки рынка — транснациональные корпорации — идею введения МРЦ не поддержали. Минимальная розничная цена на пиво — крайне вредная мера как для бизнеса и государства, так и потребителя, заявил директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Ее появление приведет к катастрофическим последствиям для всех — ограничит возможности потребителей покупать любимые бренды по доступной цене, повысит долю контрафактного алкоголя на рынке и увеличит регуляторную нагрузку на добросовестных производителей.
Сейчас цены регулируются законами рынка и потребительским спросом, и это нормальная ситуация — предпосылок для установления МРЦ на пивоваренную продукцию в России нет, согласилась старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика» Ирина Федорова (входит в группу Carlsberg).
Основная задача введения нижнего порога розничной стоимости на алкоголь — снижение ценовой конкуренции добросовестных и подпольных производителей продукции, прежде всего в легальной рознице, пояснила советник президента ЦСР Елена Разумова. При наличии МРЦ производители контрафакта хотя и не начнут платить акцизы, однако их продукция на полке не будет стоить сильно меньше, чем у законопослушного предприятия, и у последнего сохранится уровень доходности.
Вторая причина может быть связана с намеренным ограничением доступности спиртных напитков для населения, в особенности для молодежи старше 18 лет. При МРЦ многие промоакции станут или невыгодными, или невозможными.
Из-за введения МРЦ, вероятно, вырастет общий уровень цен на слабоалкогольную продукцию, что приведет к увеличению поступлений по налогу на прибыль и НДС. Но, например, на пивоваренном рынке высокая конкуренция будет сдерживать подорожание продукции.
Сегодня водка и прочий крепкий алкоголь, а также игристые вина имеют МРЦ, поэтому возникает закономерный вопрос, почему нет порога у другой продукции, задумался глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Несмотря на то что система ЕГАИС и так регулирует легальность продукции, МРЦ — это скорее механизм контроля качества спиртных напитков. Его распространение на всю продукцию сделает систему универсальной и единообразной.
"Известия", 30 апреля 2021 года