+7 (499) 245 50 01
Логотип
Логотип
Логотип

новости

«Российские и европейские пивовары неравны. Свою отрасль нужно защищать и гордиться ею», — Дмитрий Тарасевич
30 Сентября 2021
Сегодня стало известно, что Минэкономразвития хочет повысить таможенные пошлины на пиво и вино из Евросоюза. Шеф-пивовар «ТАРКОС» Дмитрий Тарасевич поделился с порталом Profibeer мнением о том, как это решение может повлиять на российских производителей пива.
— Напомним, как менялась пошлина на импортное пиво в России, — рассуждает Дмитрий Тарасевич. — До 2013 года она составляла 0,6 евро за литр. Но после вступления в ВТО ее поэтапно снижали, пока в 2018 году не зафиксировали на отметке в 0,018 евро (примерно полтора рубля) за литр — в 33 раза меньше, чем было! Фактически пошлина перестала выполнять свою протекционистскую функцию.

При этом, как отмечает Тарасевич, иностранные и российские производители находятся в неравных экономических условиях:
  • европейские пивоварни не несут расходы на обслуживание АСИиУ, ЕГАИС и «Меркурий»;
  • ставки по кредитам для производителей пива в России и Европе различаются в шесть раз — до 2% у них, от 12% у нас;
  • европейские пивоварни покупают сырье на внутреннем рынке, Россия пока не может обойтись без импорта;
  • играет свою роль и акциз. Низкие акцизы в европейских странах позволяют их пивоварам зарабатывать на внутреннем рынке и снижать наценку на экспортные поставки. В то же время в России из-за высоких акцизов и промодавления значительные объемы пива продаются практически по себестоимости, если не в убыток;
  • в обозримом будущем нагрузка на нашу отрасль только вырастет: появится маркировка, реестр пивоваров, да и индексацию акцизов никто не отменял

— При этом, если вы думаете, что в Европе не защищают внутренние рынки, попробуйте поставить свой продукт в их сети, — отмечает эксперт.

До снижения пошлины импортное пиво продавалось преимущественно в премиальном сегменте. Российское — в высоком и ниже. Но с сокращением пошлин импорт поглотил и высокий сегмент. Объемы продаж иностранного пива в России выросли в три раза. Только с марта 2020 по февраль 2021 спрос на импортное пиво в магазинах вырос на 31,4%, тогда как продажи российских производителей за этот же период практически не росли.

— Российскому пиву сложно бороться за место на полках магазинов, когда рядом стоит импортное по тем же ценам, — рассказывает Дмитрий Тарасевич. — Потребителю ведь не объяснишь, что у чешских, немецких и бельгийских пивоваров нет такой нагрузки, как у российских производителей. Получается, что государство сначала несколько раз собрало с нас деньги — за кредиты, за налоги, за акцизы, за счетчики, за ЕГАИС и «Меркурий» — а потом не стало защищать, а запустило иностранцев, у которых таких проблем нет.

В итоге в рознице отечественное пиво представлено либо в сегментах до среднего включительно, либо в отдельном холодильнике с крафтом. Остальные позиции тем же сетям проще взять у импортера.

Более того, в последние годы импорт начал давить и на среднеценовой сегмент. Ни для кого уже не в новинку, что в сетях и алкогольных дискаунтерах обилие пива по 80 рублей и дешевле от неизвестных немецких, чешских и прибалтийских производителей. В каком-то смысле, это манипулятивный продукт, считает Тарасевич. Ведь такие сорта часто производятся конкретно под российский рынок. Ни качеством, ни вкусом они не выделяются, но привлекают потребителей страной происхождения. К сожалению, в России еще работает стереотипное мышление, и потребитель скорее возьмет непонятное чешское пиво, чем известного российского производителя за ту же цену.

— Никто не хочет запретительных пошлин или жестких ограничений импорта пива в России, — рассуждает эксперт. — Но при действующих ставках местные и зарубежные пивовары неравны. Если государство хочет, чтобы российская отрасль развивалась в сторону премиального, благородного продукта, но не собирается облегчать ее фискальную нагрузку, нужно возрождать ценовые барьеры. Старая ставка в 0,6 евро не мешала развитию и разнообразию пивного рынка, но давала больше возможностей для отечественного производителя.

Материал подготовлен порталом Profibeer. 
+7 (499) 245 50 01 Вступить в союз
Вам уже исполнилось 18?
Извините, на сайте размещена информация только для лиц старше 18 лет.