РЕЗОЛЮЦИЯ
участников деловой программы
XXX юбилейного международного форума «ПИВО»
21 мая 2021 г. г.Сочи
Российские пивовары и их коллеги в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сталкиваются с одинаковыми вызовами и угрозами со стороны транснациональных компаний, поэтому государствам-участникам ЕАЭС при принятии решений по пивоварению следует действовать прежде всего в интересах национальных производителей.
Со своей стороны национальным производителям пивоваренной продукции из стран ЕАЭС нужно начать координацию работы в целях создания благоприятной среды для развития классического пивоварения и удовлетворения потребительского спроса на высококачественное пиво.
Перспективы независимого пивоварения обсуждались представителями почти 60 пивоваренных компаний и их смежников на XXX юбилейном международном форуме «ПИВО», который проходил в Сочи с 18 по 21 мая.
В рамках деловой программы форума были всесторонне рассмотрены наиболее актуальные вопросы пивоварения в России и других странах ЕАЭС, такие как техническое регулирование, ценообразование на пивоваренную продукцию и связанные с ней аспекты конкурентной борьбы, а также риски добросовестных производителей в контексте планов по внедрению обязательной маркировки пивоваренной продукции.
По итогам обсуждения участники деловой программы форума высказались за:
- введение в Российской Федерации минимальных розничных цен на пивоваренную продукцию и скорейшую отмену ограничения права государств-членов ЕАЭС на государственное регулирование цен на алкогольную продукцию крепостью ниже 28%;
- предложенную Российской Федерацией корректировку понятия «пиво» в техническом регламенте Евразийского экономического союза 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции» в части содержания не более 20% несоложеных зернопродуктов, в т.ч. не более 5% сахаросодержащих продуктов;
- выработку четких критериев оценки успешности проведения экспериментов по маркировке пивоваренной продукции.
Участники деловой программы форума поручают Союзу российских пивоваров довести настоящую Резолюцию и приложение к ней до сведения органов власти государств-участников Евразийского экономического союза.
1. Аргументы за введение минимальных розничных цен на пиво и пивные напитки.
Возможность введения минимальных розничных цен на пиво позволит России и другим государствам—участникам ЕАЭС гармонизировать работу по деалкоголизации, оздоровить ситуацию с конкуренцией на рынке пивоваренной продукции, повысить собираемость акцизов и налога на добавленную стоимость, предотвратить массовые банкротства пивоваренных предприятий со 100-процентным национальным участием, тем самым сохранить значительное количество рабочих мест.
Необходимость установления минимальных розничных цен на пивоваренную продукцию вызвана объективными причинами и станет адекватным ответом на политику демпинга, проводимую тремя зарубежными производителями пива. Так, только в России каждый второй литр пива уже несколько лет поступает к потребителям бесплатно или по цене значительно ниже себестоимости. Это провоцирует потребителей к безответственному (чрезмерному) потреблению пива, приносит государству 15-20 млрд рублей ежегодных убытков только за счет заниженного НДС, разрушает бизнес малых, средних и крупных производителей пива со 100-процентным российским участием.
Установление минимальных розничных цен на алкогольную продукцию создаст равные условия для участников рынка на территории Российской Федерации, в том числе позволит создать конкурентоспособную среду на рынке сбыта и обеспечить устойчивую работу производителей.
В России введение минимальных розничных цен на пиво концептуально поддерживается Росалкогольрегулированием, Министерством экономического развития РФ, рядом субъектов Российской Федерации, Союзом российских пивоваров (крупнейшее некоммерческое объединение производителей пива) и «ОПОРОЙ РОССИИ».
Российский опыт уверенно доказал эффективность механизма МРЦ в борьбе с недобросовестными участниками алкогольного рынка. К его несомненным достоинствам нужно отнести и то, что этот инструмент прост в администрировании и не требует дополнительных затрат ни от государства, ни от производителей.
2. Аргументы в поддержку предложенной Российской Федерацией корректировки понятия «пиво» в техническом регламенте Евразийского экономического союза 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции».
В предложениях Российской Федерации учтены ключевые замечания российских производителей пива и солода: откорректирован термин «пиво» (в части корректировки доли несоложеных зернопродуктов в составе пива – не более 20%), откорректированы показатели воды для пивоваренной продукции и показатели цвета для пива светлого.
Указанные корректировки соответствуют действующему российскому законодательству, действующему ГОСТ на пиво и многовековой российской пивоваренной традиции, отвечают экономическим интересам России и гарантируют высокий уровень качества и безопасности пива для потребителей.
Предлагаемые изменения сохранят благоприятные условия для развития смежников пивоваренной отрасли - высокотехнологичного сельского хозяйства, сельскохозяйственной переработки, а также улучшат условия для реализации задач по импортозамещению напитков и сырья для их производства, окажут позитивное воздействие на сохранение высокого качества и безопасности продуктов питания в соответствии со стратегией ЗОЖ Правительства РФ.
В сохранении нынешней редакции ТР ЕАЭС в части пивоварения заинтересованы только 3 транснациональные компании, которым выгодно, чтобы пивом называлась продукция с использованием 50% несоложеных материалов, большого количества сахаросодержащих продуктов, ненатуральных ароматизаторов, промышленных ферментов и пищевых добавок.
В случае сохранения ТР ЕАЭС в его нынешнем виде экономику и потребителей России и стран ЕАЭС ждут следующие негативные последствия:
- Изменение доли солода при производстве пива с 80-100% до 50% приведет к сокращению объемов производства солода минимум на 30%, что повлечет за собой уменьшение посевных площадей пивоваренного ячменя на 280 000 га, снижение занятости в сельском хозяйстве и сельхозпереработке более чем на 28 000 человек (без учета смежных отраслей). Солод из высококачественного пивоваренного ячменя будет заменен на низкомаржинальные злаки (рисовая сечка, кукурузная крупка, ячмень второго класса) и мальтозные сиропы, произведенные в том числе из импортного сырья в ущерб интересам отечественного сельского хозяйства.
- Независимые производители пива, использующие традиционные технологии пивоварения и до 100% солода, окажутся в неравных конкурентных условиях и будут вытесняться с рынка. При этом дополнительная прибыль транснациональных корпораций, только в РФ захвативших до 70% пивоваренного рынка, при использовании 50% несоложеных зернопродуктов составит 5,5 млрд рублей – это прямые потери сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. В то же время прибыль международных компаний выводится за рубеж.
- Ущерб процессу импортозамещения – вместо использования российского солода из российского зерна транснациональные компании будут наращивать импорт промышленных ферментных препаратов и химических пищевых добавок из стран санкционного давления на Россию (США и государств-участников Европейского союза).
- Снижение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней из-за сокращения производства солода, закрытия российских пивоваренных заводов и снижения занятости населения. При этом акцизы на пиво при неизменных объемах производства не вырастут. При кардинальном изменении рецептур пива и снижении стандартов качества и безопасности произойдет агрессивный передел рынка в пользу иностранных компаний и импорта дешевых пивных напитков под видом пива. При сокращении объемов производства российских заводов на треть бюджеты регионов РФ недополучат только акциза в сумме 16 млрд рублей в год, не считая других налогов.
- Снижение уровня безопасности и качества пива как пищевого продукта. Промышленные ферментные препараты, без применения которых невозможно изготовление пива с содержанием несоложеного сырья более 20%, несут серьезную угрозу здоровью нации, и их использование в пивоварении стран ЕАЭС следует максимально ограничить.
3. Аргументы в пользу проведения всесторонней оценки целесообразности введения обязательной маркировки пивоваренной продукции и выработки четких критериев успешности добровольного эксперимента по маркировке.
Российские пивовары ведут бизнес ответственно, осознавая свои обязательства перед государством и свою ответственность перед обществом. Контроль за работой предприятий пивоваренной отрасли не первый год эффективно осуществляется посредством системы ЕГАИС.
Внедрение маркировки может стать избыточной мерой контроля и привести к существенному ухудшению финансового состояния крупных и средних производителей, закрытию малых пивоварен, снижению акцизных отчислений пивоваренной отрасли, которые являются значительным источником пополнения региональных бюджетов.
До принятия решения о внедрении обязательной маркировки пивоваренной продукции следует провести оценку рынка, так как в обороте нет контрафакта: подделывать пиво невыгодно с экономической точки зрения, поскольку производство пива – это сложный высокотехнологичный процесс, который невозможно наладить в кустарных условиях.
По предварительной оценке, оснащение крупного регионального завода необходимым оборудованием для маркировки бутылок, групповых упаковок, поддонов, приборами учета кодов при логистических операциях по перемещению и отгрузке продукции, программно-аппаратными средствами потребует суммарных инвестиций не менее 60-80 млн рублей. Фактически будет необходимо, в дополнение к учету в ЕГАИС, внедрять тройную маркировку каждой единицы продукции связанными кодами (бутылка – групповая упаковка - поддон) и перестраивать всю торгово-логистическую цепочку.
Кроме того, дополнительные затраты региональных производителей (без учета инвестиций в маркировочное оборудование) в зависимости от объемов производства составят до 200-300 млн рублей в год.
Таким образом, внедрение обязательной маркировки пивоваренной продукции приведет к увеличению отпускных цен на пиво на 4-8%, что вместе с торговыми наценками и дополнительными затратами торговли на обработку кодов составит не менее 15% для конечного потребителя.
В условиях низкого потребительского спроса это неизбежно приведет к снижению потребления качественных легальных напитков российского производства, спровоцирует активность на рынке нелегального алкоголя.
При снижении объемов производства пивобезалкогольной отрасли хотя бы на 10% в результате внедрения системы маркировки в дополнение к ЕГАИС бюджеты всех уровней не получат 18 млрд рублей акциза (не считая других налогов). Количество рабочих мест в пивобезалкогольной отрасли и в смежных отраслях может снизиться на 50 000 чел.
Система нанесения и учета цифровых кодов в РФ применяется в основном в отраслях с низкой производительностью производственных линий и большим количеством ручного труда. В массовом производстве пива и безалкогольных напитков при производительности линий розлива до 60 000 бутылок в час с последующим перемешиванием бутылок на накопительных транспортерах перед групповой упаковкой, нанесение кодов на каждую единицу продукции с последующей связью индивидуальных кодов в групповой код технически не реализуемо. Внедрение этой системы будет приводить к массовым сбоям, остановке производства, что повлечет за собой огромные убытки для производителей (один день простоя производства может стоить до 30 млн рублей).
Таким образом, обязательная маркировка пива и безалкогольных напитков не обоснована и идет вразрез с декларируемыми государством обещаниями поддержки легального бизнеса, противоречит интересам производителей и потребителей пивоваренной и безалкогольной продукции, не соответствует целям Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
Маркировка с высокой долей вероятности лишь усугубит ситуацию в пивоварении: вызовет закрытие легальных предприятий, приведет к разгону потребительской инфляции, будет способствовать сокращению акцизных поступлений вследствие сокращения выпуска продукции, приведет к удорожанию пива и безалкогольных напитков для конечного потребителя, что в свою очередь усилит спрос на крепкую алкогольную продукцию, употребление которой приводит к ухудшению уровня алкоголизации населения.
Фото: Алексей Дымченко